Азербайджан продолжает свою «тихоокеанскую стратегию». В Милли Меджлисе Азербайджана прошла международная конференция на тему «Право Французской Полинезии на деколонизацию – вызовы и перспективы», с участием избранных представителей народов Французской Полинезии, которая, как показывает практика, хочет быть просто Полинезией, а не «французской». На очереди – визит представителей Новой Каледонии.
Французские СМИ уже возмущаются и обвиняют Азербайджан во «вмешательстве». На нашу страну обиделся очередной депутат Европарламента, Франсуа-Ксавье Беллами негодует в социальных сетях: «После вмешательства в дела Новой Каледонии, Азербайджан сегодня принимает делегацию избранных представителей Полинезии для подготовки ее деколонизации и освобождения от французского рабства. Сколько еще государство будет позволять Алиеву работать над расколом Франции?»
Интересно, конечно, как, по мнению мсье Беллами, его страна может чего-то здесь «не позволять»: отправит полицейских с обыском в Милли Меджлис? Это, смею напомнить, парламент независимого государства, а не, скажем, французский сайт Mediapart, куда полицейские и жандармы явились с обыском сразу же после того, как там появилась статья о коррупции в высших эшелонах власти Пятой республики. Десантирует в Баку жандармов и армию? Азербайджан – независимое государство, а не «заморская территория».
Но на самом деле в Париже растёт нервозность. Макрон обещал возродить былое величие Франции, но под его «мудрым руководством» страна терпит одно геополитическое поражение за другим. В Африке – серия провалов. Ставка на Армению обернулась обидным фиаско. Теперь же «наполеоновские планы» и «имперские мечты» тонут в Тихом океане – у берегов Новой Каледонии и Французской Полинезии.
Можно, конечно, метать ядовитые стрелы в адрес Баку. Или рассуждать о том, что Азербайджан таким образом отвечает на политику Франции в отношении сепаратистов Карабаха – просто ответ оказался куда эффективнее, чем этого ждали в Париже. Но при этом есть опасность «не приметить слона». А точнее, международно правовую папку.
Борьба с колониализмом и неоколониализмом — это не модное поветрие, а серьезное направление международной политики, подкреплённое соответствующими документами, принятыми на уровне ООН и имеющими правовую силу. И колониализм, и неоколониализм в мире не без оснований считаются позорной практикой, от которой надо как можно быстрее отказаться. На сайте ООН размещён список «несамоуправляющихся территорий», а проще говоря, колоний. Среди которых значатся и Новая Каледония, и Французская Полинезия. Расположенные более чем в 15 тыс. км от материковой Франции, эти регионы никоим образом законной частью Франции считаться не могут. Более того, они даже юридически не имеют равных прав с другими французскими территориями – достаточно вспомнить, что Франция, пожалуй, последняя страна, в чьей финансовой системе сохраняются «колониальные валюты», в том числе «тихоокеанский франк».
И поддержка борьбы за права канаков и полинезийцев — это ни с какой стороны не «раскол Франции». Азербайджан просто выполняет соответствующие решения ООН, которые Франция игнорирует. Именно об этом на Бакинской конференции говорила член делегации Французской Полинезии, находящейся с визитом в Азербайджане, советник по внешним связям заместителя председателя партии Tavini Huiraatira Марания Вайануи: напомнив о резолюциях Генеральной ассамблеи ООН, касающихся Французской Полинезии, она прямо заявила, что Франция эти резолюции не выполняет.
Далее, Азербайджан входит в Движение Неприсоединения. Эта международная организация, уступающая по «широте» разве что ООН, тоже объявила борьбу с колониализмом и неоколониализмом одним из основных направлений своей деятельности. Что неудивительно: многие государства, участвующие в работе Движения Неприсоединение, испытали реалии колониализма на собственном опыте. И если уже быть до конца откровенными, Азербайджан после 70 лет далеко не добровольного пребывания в составе СССР понимает тех же канаков, полинезийцев, да и алжирцев с тунисцами куда лучше, чем этого хотелось бы многим европейским политикам, которые все ещё мечтают о роли «белых господ». И да, речь не только о Новой Каледонии.
2 марта 2023 года в Баку в рамках председательства Азербайджана в Движении Неприсоединения состоялся Саммит Контактной группы Движения Неприсоединения по борьбе с COVID-19. Но затронуты были в его работе не только вопросы борьбы с пандемией. Выступая перед участниками встречи, президент Азербайджана Ильхам Алиев, в числе прочего, подчеркнул: «К сожалению, сегодня мы наблюдаем возрастающую тенденцию к неоколониализму. ДН, возникшее в результате исторического процесса деколонизации, должно объединить свои усилия для того, чтобы полностью перевернуть эту позорную страницу в истории человечества. ДН всегда решительно поддерживало бесспорный суверенитет Союза Коморских Островов над островом Майотта, который по-прежнему находится под колониальным правлением Франции. Как это отражено в основополагающих документах ДН, мы призываем правительство Франции уважать права народа Новой Каледонии и других народов во французских заморских сообществах и территориях. Территории, управляемые Францией за пределами Европы, являются отвратительными остатками французской колониальной империи. Мы также призываем Францию извиниться и признать ответственность за свое колониальное прошлое и кровавые колониальные преступления и акты геноцида против стран-членов ДН в Африке, Юго-Восточной Азии и других местах».
Ещё раз, в переводе с дипломатического: борьба с колониализмом и неоколониализмом, включая Новую Каледонию, Французскую Полинезию, остров Майотта — это позиция такой уважаемой организации, как ДН, а не свежее изобретение азербайджанских журналистов и депутатов ММ.
Ну и в качестве «вишенки на торте», после громкого сотрясение воздуха со стороны министра внутренних дел Франции Дарманена по поводу «вмешательства Азербайджана» Парижу уже пора было бы представить хоть какие-то доказательства. А то неудобно как-то получается: за все время публичных французских истерик, живописного биения лысинами по паркету и театрального заламывания рук так и не появилось никаких фактов, где именно Азербайджан «переступил черту», нарушил международное право и т.д.
Азербайджанские политики в Новую Каледонию не приезжали — в отличие от мадам Валери Пекресс, посетившей Карабах, тогда ещё находившийся под контролем РМК. Сюда не пустили даже двух азербайджанских журналисток. Глава исполнительной власти Баку не позировал перед грузовиками или на пароходе Каме с надписью «гуманитарная помощь новокаледонским братьям», а мэр Парижа Анн Идальго делала селфи на фоне грузовичков с «гуманитарной помощью Арцаху».
Наконец, местные власти азербайджанских городов не торопятся объявлять повстанцев Новой Каледонии своими «почётными гражданами», что опять-таки делалось во Франции. Так, какие же претензии здесь могут быть предъявлены Азербайджану? Официальному Парижу не нравится, что наша страна соблюдает свои международные обязательства? Или Азербайджан выбран в качестве «громоотвода»? И на нашу страну просто пытаются «навесить» ответственность за провал французской политики в «заморских территориях»?
Можно попытаться отмахнуться от мнения Джимми Науны, одного из лидеров FLNKS – Канакского фронта национального освобождения, на страницах The Guardian, но реалии от этого никуда не исчезнут. Колониализм и неоколониализм – это не просто отвратительная и позорная практика. Она ещё и порядком устаревшая. Распад колониальных империй в середине ХХ века случился не потому, что у бывших колонизаторов вдруг проснулся гуманизм, и они решили, что владеть территориями Африки, Азии и Океании – это не есть хорошо. Просто в какой-то момент политтехнологии колониализма перестали работать. Где-то мирным путём, где-то – после кровопролитных войн за независимость «белым господам» приходилось паковать чемоданы и уходить.
Вряд ли Франция действительно не в курсе, куда делись «британская Танзания» или «Бельгийское Конго». Тем более во Франции должны знать, что произошло в Алжире и Тунисе, ещё раньше – на полуострове Индокитай. И уж точно в Елисейском дворце должны быть осведомлены о ситуации в Африке. Конечно, умные и дальновидные политики попытались бы разблокировать ситуацию и на островах в Тихом океане. Где, напомним ещё раз, существует колониальное управление в его худших вариантах, которое в XXI веке просто не могло эффективно работать. Возможно, во Франции полагали, что об этом можно будет подумать завтра. А завтра имеет неприятную особенность наступать сегодня. И да, Азербайджан здесь ни при чём.
Нурани, обозреватель